МОУ "СОШ с.Вязовка имени Героя Советского Союза Е.А.Мясникова"
<p>Татищевского района Саратовской области</p>
  • Отдых и оздоровление учащихся

    Цель программы

    • •    организация отдыха и оздоровления, обучающихся школы в летний период, создание условий для укрепления здоровья  детей.

    Задачи программы

    • 1.    Создание  системы  физического  оздоровления  детей  в  условиях  временного  коллектива.
      2.    Сокращение разрыва между  физическим и духовным развитием  детей посредством  игры, познавательной и трудовой  деятельностью.
      3.    Вовлечение в систематические занятия физической культурой и спортом всех детей, отдыхающих в лагере.
      4.    Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
      5.    Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности.
      6.    Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
      7.    Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
    • На удовлетворение этих потребностей и направлены усилия всего педагогического коллектива. А  проблемы, названные выше, только лишь ещё раз подтверждают необходимость серьёзной воспитательной деятельности. Это осуществляется через создание детской организации в школе,  через содружество органов ученического и учительского самоуправления, через привлечение учащихся в различные кружки, клубы и секции  и многое другое. Огромная роль отводится организации каникулярного отдыха детей и подростков  в образовательном учреждении, т.е. каникулам. Ведь именно каникулы – особое ценностное и деятельное пространство образования, принципиально важное для развития и саморазвития детей.
      Для ребёнка главное: расти, набираться опыта, приобрести новые интересы, расширить круг знакомых и взрослеть, самостоятельно осваивая мир. Именно  каникулы – суть альтернативное школе, но столь же важное пространство образования. Для нашего педагогического коллектива каникулы это, прежде всего, возможность формирования непрерывного единого образовательно-воспитательного пространства, это создание благоприятных условий для заполнения свободного времени ребят интересной, разнообразной, привлекательной для них деятельностью. Именно каникулы более всего отвечают потребностям ребёнка в свободе, свободном выборе интересной для него деятельности и свободном развитии интересов. В пространстве каникул развёртывается неформальная деятельность сотрудничества, сотворчества и межличностного общения. Традиционно  каникулы рассматриваются как период рекреации и как некоторое дополнение к базовому образованию.
      Каникулы – время отдыха. Но это одновременно – период значительного расширения практического опыта ребёнка, творческого освоения новой информации и самоосмысления, формирования новых умений и способностей. 
      Целенаправленному развитию личности в воспитательной системе в пространстве каникул способствует соблюдение  в учебном учреждении ряда принципов воспитания: природосообразности воспитания,  равенства и взаимодополнения структурных модулей воспитательной системы, принцип центрации воспитания на развитии личности.
      Организация осенних, весенних и зимних каникул осуществляется по отдельному совместному плану заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога, руководителей кружков и спортивных секций. В программу мероприятий  входят: спортивно-оздоровительные мероприятия, фольклорные праздники, работа творческих групп совета старшеклассников, походы, экскурсии, встречи с интересными людьми, выставки рисунков и фотографий, посещение кружков, секций и клубов по интересам и т.д. В центре каждого плана мероприятий в каникулярный период яркое традиционное общее дело. Это позволяет создать в школе  во время каникул периоды повышенной творческой активности; задать чёткий ритм жизни школьного коллектива, избежать стихийности, непредсказуемости, прогнозировать и отслеживать степень воспитательного воздействия; организовать действенную помощь классному руководителю; привлечь родителей, сформировать коллективные ценности.
      Летние каникулы составляют пятую часть учебного года и имеют исключительно важное значение для непрерывного образования, развития школьников.
      В качестве основной цели организованного отдыха детей и подростков, которую ставит перед собой педагогический коллектив школы, можно назвать формирование и развитие личности каждого ребёнка в результате общения со  взрослыми и сверстниками, включение в разнообразные виды деятельности, в социально значимую и эмоционально насыщенную жизнь.
      Для выполнения основной цели решаются следующие воспитательные задачи:
      •    Сохранение, совершенствование и развитие системы отдыха и оздоровления учащихся.
      •    Совершенствование форм и содержания деятельности отдыха и занятости учащихся.
      •    Развитие связи между педагогическими коллективами, детскими и молодёжными организациями в организации каникулярного отдыха, труда и занятости учащихся.
      •    Сокращение детского и подросткового травматизма в каникулярное время.
      •    Профилактика детской и подростковой безнадзорности, правонарушений в летний и другие каникулярные периоды.
      Вот уже на протяжении нескольких лет основными направлениями воспитательной деятельности в каникулярный период остаётся:
      •    Интеллектуальное воспитание;
      •    Нравственное воспитание;
      •    Трудовое воспитание;
      •    Экологическое воспитание;
      •    Физическое воспитание.
          В летний каникулярный период учащиеся школы охвачены различными формами взаимодействия:
      •    Лагерь труда и отдыха.
      •    Досуговая площадка  при образовательном учреждении.
      •    Детские санаторно-оздоровительные лагеря.
      •    Формирование школьников по благоустройству на базе школы.
      •    Самостоятельное трудоустройство учащихся.
      Организуя летний отдых детей в летнем пришкольном лагере, мы стараемся учитывать то, что любая деятельность должна быть достаточно сложной для каждой личности, требующей эмоционального, интеллектуального, физического усилия и в то же время посильной для неё же; быть привлекательной – соответствовать интересам каждого ребёнка, содержать в себе эффект новизны, иметь чётко выраженный результат. Таким образом, во время пребывания ребёнка в лагере неисчерпаемы возможности создания для каждого ситуации успеха, ситуации развития, особой среды общения и отношений и обширного поля деятельности. Всё это благотворно сказывается на воспитании, оздоровлении и укреплении личного достоинства ребёнка. 
      Все средства и формы работы направлены, конечно, на результат. А планируемые результаты следующие:
      Развитие у детей и подростков самостоятельности;
      Формирование умения и развитие стремления работать в коллективе;
      Применение полученных знаний и умений в учебном процессе;
      Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков;
      Для формирования положительного имиджа участника объединения используются некоторые методы организации работы с детьми, применяемые в различных детских организациях: особая атрибутика, и символика, соревнование, публичная положительная оценка результатов деятельности, поощрение и т.д.
      Работая с коллективом ребят в каникулярный период, мы стараемся избежать формального подхода к деятельности, пытаемся уйти от сравнения с группой продлённого дня. Главное в организации отдыха детей – направленность интересов, мотивы ребёнка, опыт общения и анализ отношения к себе, окружающему миру; познание себя, самореализация. Мы считаем, что каникулы призваны обеспечить отдых ребёнка от роли школьника. Именно деятельность в летнем лагере, в свободной неформальной обстановке способствует развитию организаторских навыков у детей и подростков, стимулирует детское творчество, укрепляет межличностные связи, создаёт благоприятные условия для формирования сплочённого детского коллектива.
       

    Ответственный за организацию  летнего школьного лагеря -  ЕФИМОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

    Фотографии

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie